13 сентября стартует новый сезон шоу Stand Up

«Рассказывать про жизнь общества через призму своей жизни – в этом и заключается философия стендапа».
Тимур Каргинов


Стендап-комики по-прежнему не прячутся за мейк-апом и спецэффектами. Не готовят сложные номера с подтанцовкой и вымышленными персонажами. Они выходит на сцену и говорят правду. О женщинах, мужчинах, о сексе и его отсутствии, об обществе и экономическом кризисе – обо всем том, что беспокоит нас ежедневно. Их талант заключается в том, что без них мы, думая на те же темы, хмуримся, теряем аппетит и зарабатываем ранние морщины. А с ними – смеемся и продлеваем свою жизнь.

Шоу Stand Up. Основано на реальных событиях!

И все же в этом сезоне многое изменится. Шоу провело масштабный апгрейд.

Юлия Ахмедова, креативный продюсер шоу Stand Up:
«Подготовка к съемкам нового сезона длилась полгода. В этот период у нас была масса концертов, а параллельно мы вносили ряд изменений в проект, поэтому работы было много. Но мы старались и надеемся, что вам понравится. Теперь у нас новая, большая площадка, новые декорации, новые лица, новая графика, новая музыка. Но главное останется неизменным: микрофон, комик и его история».


Руслан Белый, креативный продюсер шоу Stand Up:
«Съемочный период прошел отлично. Нам самим результат очень нравится. Гастроли и общее количество выступлений, которые были в этом сезоне, дали много в плане опыта. И это, конечно, видно по выступлениям ребят. Они стали более раскованы, не боятся официальных мероприятий. У них прибавилось и харизмы, и уверенности.
Появятся и новые лица. Один из комиков, выступавших у нас на «Открытом микрофоне», теперь перешел в постоянный состав. Но я хочу сохранить интригу, поэтому не скажу, кто именно. В самом «Открытом микрофоне» также появятся новички.
В общем, это будет что-то действительно новое на уровня самого телепродукта. Мы наконец-то нашли понимание того, как снимать Stand Up. Теперь он будет выглядеть по-взрослому».
Куда бы ни приехали стендап-комики, им всегда задают одни и те же вопросы. Раз за разом, из года в год. Мы решили упростить задачу и собрали ответы на большинство из них в одном месте».

Вячеслав Дусмухаметов, продюсер Comedy Club Production:
«Раньше юмор на нашем телевидении был представлен двумя флагманскими проектами – КВН и Comedy Club. А наше шоу показало, что стендап – это самостоятельный юмористический жанр, который вполне может конкурировать с этими проектами. Я думаю, мы популяризировали это жанр в России. Если раньше со стендапом у нас в стране были знакомы единицы – в основном из Москвы и Питера, – то сейчас в каждом городе в том или ином виде проводятся «открытые микрофоны», где выступают тысячи молодых и не очень людей. Через год после выхода нашего проекта на телеканале ТНТ мы провели стендап-фестиваль, куда приехало более 500 комиков. Так что мы за стендап в целом! Хочется, чтобы его было много как в России вообще, так и на отечественном ТВ в частности».

Александр Дулейрайн, генеральный продюсер ТНТ:
«Стендап, конечно, придумал не ТНТ, это всемирное движение. Но то, что мы сформулировали сегодня стендап в России как самостоятельный вид времяпрепровождения, развлечения и своего рода спорта – это факт. И то, что он может быть массовым развлечением, стало абсолютно очевидно после появления шоу Stand Up на ТНТ. Программа возвела его в ранг мейнстрима и дала возможность тысячам молодых потенциальных стендап-комков себя реализовать. То, что шоу «ТАНЦЫ» сделало с танцами, а «Comedy Баттл» делает с комиками другого типа (которые скорее актеры), Stand Up делает с теми, кто способен к душераздирающе смешным монологам».

Как вы пишете свои шутки?

Юлия Ахмедова:
«Шутки мы пишем сами, но есть несколько авторов, которые помогают нам их отточить. У нас не завод. Поэтому атмосфера в нашем офисе достаточно расслабленная, ты всегда можешь зайти к кому-нибудь в кабинет, поболтать, посмеяться. Если кому-то надо для вдохновения сходить погулять в парке, он может это сделать. Однажды мы так и поступили, кто-то сказал: «А поехали все в парк! Там весна! Там мы все напишем!» Мы поехали в парк и ничего не написали».

Руслан Белый:
«Важно понимать, что авторы не пишут за нас шутки, но к ним можно прийти и попросить посидеть с тобой и поразгонять уже готовые. Точнее, сформулировать какие-то моменты. Бывает, я прихожу к кому-нибудь из них и говорю: «Что-то я закопался в теме, давай посидим, поразмышляем». Наши авторы помогают стендап-комикам направить их же мысль в правильное русло.
В Москве каждые две недели проходят отчетные вечеринки, где мы показываем, что написали. В промежутках проходят технические вечеринки: в обычном кафе собирается человек сто, и мы просто вываливаем на них все, что придумали за два дня. Смотрим, как люди реагируют, потом что-то убираем, добавляем, дописываем. Это многоуровневый процесс».

Слава Комиссаренко:
«От момента возникновения шутки до ее появления в эфире может пройти очень много времени. Бывает, напишешь шутку, она получается, ты счастлив, ты выступаешь, она работает. Потом пересматриваешь свои старые записи и понимаешь, что у тебя было уже несколько попыток написать именно эту шутку и год назад, и полтора. Просто только теперь она созрела. Но обычно монолог готовится от 14 до 20 дней, потом какое-то время обкатывается и уже после этого выпускается в эфир. На съемки одного сезона шоу Stand Up уходит примерно три дня. В каждой съемочной смене шесть «моторов» по два часа».


Виктор Комаров:

«У меня есть друг, который занимается продажей офисных перегородок. И как бы забавно это ни звучало, он фанат продаж офисных перегородок. У него стандартный рабочий день и стандартная рабочая неделя. Но будучи фанатом, он работает и по выходным, и после окончания рабочего дня. Я имею в виду – если ты фанат своего дела, то ты живешь в этом. Так вот я – фанат стендапа. Когда я сижу на работе, я не думаю: «Когда же наконец вечер и я пойду домой, чтобы ничего не делать?» Для меня нет разницы, где работать: в офисе или дома. Для меня это всегда удовольствие. И я счастлив, что кому-то нужны мои шутки, что меня покажут по телевизору, что я смогу поехать с концертами по городам».

Иван Абрамов:
«К каждой новой вечеринке нужен новый монолог, поэтому неизбежно возникают ситуации, когда у комика замыливается глаз, он теряется в потоке работы, устает. И тогда он обращается к авторам или к коллегам.
У нас отличная авторская группа. Но и другие комики могут просто послушать мои шутки и высказать свое мнение. Стас Старовойтов, Слава Комиссаренко, Виктор Комаров мне периодически помогают. Помощь заключается в том, чтобы просто выслушать и сказать, мой ли это загон, правильно ли я думаю и так далее. И помочь придумать тему. А это не так просто – найти тему, которая не только волнует тебя, но и цепляет других людей».


Дмитрий Романов:

«У нас очень жесткий отбор шуток. Обкатывая номера на вечеринках в небольших клубах, мы убираем все несмешное, а что-то, наоборот, добавляем, руководствуясь реакцией зрителя. Результат: колоссальная плотность юмора. Такого нет у других проектов, нигде смешные шутки не звучат так часто».

Почему в шоу Stand Up только одна женщина?

Руслан Белый:
«Девочкам тяжелее выходить на сцену, чем мужчинам, особенно в юморе. Парню не важно, как он выглядит, как причесан, выспался или нет. А девочки следят за всем: не толстая ли я, накрашенная ли, выспавшаяся или у меня красные глаза и так далее. Помимо шуток еще и об этом думать надо. В этом и сложность».

Юлия Ахмедова:
«Уверена, теорию о том, что женского юмора не существует, придумал мужчина. Я тоже, когда начинала, слышала: «Для женщины неплохо». Что это вообще значит «для женщины»? Ты выступаешь либо плохо, либо хорошо. Вообще, чтобы раскрыться, не важно, мужчина ты или женщина. Важно оказаться в комфортной для тебя среде! К счастью, я попала в правильное окружение мужчин, которые говорили: «Это смешно, у тебя получится, ты молодец». Благодаря им я смогла поверить в то, что действительно могу быть стендап-комиком».


Тимур Каргинов:

«Женщины, на мой взгляд, более духовны, чем мужчины, и поэтому женский юмор (когда это бывает смешно) – он более ранимый, глубокий, наполненный драматизмом женского быта. Женщина, занимающаяся стендапом, – это хороший пример настоящей смелости. Ведь то, что прощают мужчинам, не всегда прощают женщинам!»

Чем отличается российский стендап от западного?

Руслан Белый:
«Прежде всего отличие заключается в том, что зарубежному стендапу порядка 80 лет. И весь юмор, который существует на Западе, берет свое начало именно в стендапе. Передачи, сериалы, вечерние шоу делают люди, которые когда-то занимались стендапом. В силу этого западные стендап-комики значительно опытнее и откровеннее. Они могут позволить себе шутить над чем угодно: политика, религия, взаимоотношения полов, дискриминация по национальному признаку. Наш телезритель к этому пока не готов, и нам приходится подобные шутки оттачивать, проверять, делать более мягкими.
На Западе уже сложилось определенное восприятие стендапа. Комики классно подают материал, классно формулируют. Они могут по три минуты подводить к шутке, нагнетать. У нас, в силу новизны жанра, зритель хочет, чтобы плотность шуток была выше.
Есть и еще одно важно отличие. Большинство западных комиков – люди возрастные, а взрослого комика всегда интереснее слушать. Уверен, что чем старше мы будем становиться и чем больше будут наш жизненный багаж, тем интереснее мы будем как комики».

Тимур Каргинов:
«Си Кей, Мерфи, Карлин и прочие – это не то чтобы кумиры. Это люди, которые делают свое дело очень хорошо. И ты смотришь на них и понимаешь, что они по двадцать лет шли к тому, кем стали. И преуспели в жанре, которым я живу. Это, безусловно, вдохновляет. Причем в последнее время мы смотрим не столько их выступления, сколько интервью, в которых они описывают принципы свей работы. Мы смотрим на них, как молодые профессиональные футболисты на футболистов, которые уже чего-то достигли. Это не пример для слепого подражания. Но это яркий пример того, чего ты сможешь добиться, если будешь ответственно подходить к работе».

Есть ли на шоу цензура?

Руслан Белый
«Людей в черных плащах и в темных очках, которые вызывают тебя в кабинет и светят лампой в глаза, у нас в шоу нет. В наш эфир попадает все, что мы проверяли на площадках, вечеринках и так далее. Но мы сами себе цензоры, мы не ставим в телевизор то, что по каким-то причинам нам самим не нравится или не кажется смешным. Также мы не ставим и шутки с крепким словцом. Этого не позволяет закон о запрете мата».

О чем стоит, а о чем не стоит шутить?

Тимур Каргинов:
«Шутить можно о чем угодно, но все зависит от уровня шутки. Если комик затрагивает какую-нибудь острую, «электрическую» тему, это должно быть сделано осмысленно, своевременно и смешно. А беспочвенное тупое оскорбление без фундамента, неподкрепленное хорошей шуткой, так и останется просто тупым оскорблением. То же самое в выступлениях на тему секса. Без качественной шутки это просто физиология. Это пошло. Причем пошло и с точки зрения этой самой физиологии, и с точки зрения морали».

Виктор Комаров:
«Если человек обижается на шутку про него, учитывая, что шутка действительно смешная, то у человека проблемы с чувством юмора. Другое дело, если шутка не смешная и обидная. Тогда проблема в комике».

Слава Комиссаренко:
«Мы постоянно друг друга подкалываем! Есть даже неписаные правила. Если тебя стебут – всё, смирись и получай удовольствие. Попытаешься остановить этот процесс – накидают еще сильнее. Дождись, когда человек подставится, и отомсти: простебись в ответ. Главное правило – не обижаться. Без самоиронии у нас не обойтись».

Каково это – быть популярным?

Юля Ахмедова:
«Кардинальных изменений я не чувствую. Как-то припарковалась неправильно, подошел полицейский, сказал: «Ладно уж, выступайте дальше в своем стендапе», – и не стал штрафовать. Пока это первый бонус, который принесла узнаваемость. А единственный негатив, который я иногда получаю, связан с человеческим хамством. Но я думаю, что любая девушка может получить на улице свою порцию хамства, и от узнаваемости это не зависит. Может быть, я привлекаю больше внимания и чуть чаще с этим сталкиваюсь».

Виктор Комаров:
«Из 10 людей 5–6 не будут знать, кто такой Виктор Комаров. А если вы спросите их о Павле Воле, то 9 из 10 уверенно будут знать, кто это. Другое дело, если спросить о Викторе Комарове, комике шоу Stand Up. Но тут дело не в моей личной популярности, а в популярности шоу. Это большая разница. Единственное изменение – я стал чаще пользоваться такси, чем метро. Дело не в социопатии, а в том, что люди часто не знают, как реагировать, видя человека из телевизора. Возникает взаимная неловкость. А так бы я и сейчас без проблем ездил на метро».

Слава Комиссаренко:
«Несмотря на определенный уровень популярности, ничего не изменилось. Мы как ходили на работу 6 дней в неделю, а иногда и по воскресеньям, так и ходим. У нас в коллективе не принято расхаживать по гламурным тусовкам, светить лицом перед камерами, бывать на различных ток-шоу. Это считается вульгарным поведением. Мы сидим в кабинетах, пишем монологи, ездим на концерты и делаем свою работу. То есть ни в голове, ни в жизни у нас ничего принципиально не изменилось».

Как вы жили до шоу Stand Up?

Виктор Комаров:
«Я помню момент, еще до шоу Stand Up на ТНТ, когда никакой гарантии выступлений у меня не было. Отсутствовали определенные места, где регулярно выступали бы стендап-комики, определенные дни. Я писал материал и не знал, для чего пишу, когда мне удастся с ним выступить».


Стас Старовойтов:

«Не было никакой стендап-сцены. Даже в своем родном городе я не мог собрать концерт. Я пытался, вкладывал свои деньги, печатал афиши. Приходило 15–20 человек. И все! Так что единственным шансом выжить, оставаясь стендап-комиком, был переезд в Москву. У нас в стране какое-то пренебрежительное отношение к тому, что произведено на родине. Если кто-то из местных, не показанных по телевизору, пытается собрать концерт, люди думают: «Да ну, это же наш. Что я там не видел?» А потом человек, пройдя страшные эмоциональные потрясения, куда-то перебирается, его показывают по телевизору, и люди начинают рассуждать с точностью до наоборот: «Он наш! Наш – в Москве, по телевизору! А ведь мы еще тогда на его концерты ходили». Неправда. Не ходил никто. Это странно, но, для того чтобы земляки узнали своего хотя бы относительно талантливого артиста, он сначала должен оказаться в Москве».

Слава Комиссаренко:
«Я тогда дружил с Димой Романовым, мы работали какое-то время на ТНТ и параллельно выступали на всех стендап-шоу, которые только существовали. То есть в месяц по пятнадцать раз, иногда по восемнадцать. К тому времени все начали стекаться в Москву, и большинство стендап-комиков друг друга хорошо знали. Наше сообщество в те дни было очень небольшое. Примерно тогда же стендапом увлекся Руслан Белый и выступал, на мой взгляд, успешнее всех. А в Томске выступал Стас Старовойтов. А в Москве уже и Витя Комаров, и Саша Шаляпин. Так вышло, что на момент появления шоу мы проявляли самую большую активность, и поэтому нас сразу же пригласили».

Как стать стендап-комиком?

Руслан Белый:
«Необходимы хорошие, здоровые амбиции, которые не бегут далеко впереди твоего творческого потенциала. Если есть амбиции пробиться в телевизор, то рано или поздно придется перебраться в Москву, потому что телевидение сосредоточено тут. Ну и главное – чувство юмора и готовность долго и упорно работать. Нужно вырабатывать свой стиль, свою сценическую харизму и потихоньку, маленькими шажками завоевывать свою аудиторию».

Юля Ахмедова:
«Прежде всего нужно быть личностью, чтобы было что рассказать и чтобы другим это интересно было услышать. Нужно не бояться быть искренним. И – чувство юмора, разумеется. Любой желающий может прислать свое видео через наш сайт. Мы эти ролики отсматриваем. Если комик кажется нам интересным, а его выступление смешным, мы приглашаем его в нашу рубрику «Открытый микрофон». И уже попав в нее, каждый при желании может стать частью нашего проекта. Некоторые наши участники, например Виктор Комаров, начинали именно оттуда».

Слава Комиссаренко:
«Для того чтобы быть на стендап-сцене самим собой, нужно обладать достаточно высоким уровнем самоиронии и нормально переносить критику. Например, для меня было абсолютным открытием, что у меня специфический голос. Лет до 25–26 я даже не знал об этом! И только начав заниматься стендапом и анализируя свои выступления, я понял, что голос у меня и правда необычный. После чего написал об этом монолог.
Необходимо также быть честным. Зритель чувствует фальшь, ему видно все».

Иван Абрамов:
«Чтобы быть в этом жанре на хорошем уровне, нужно им постоянно заниматься, не давая себе передышки. Здесь не работает правило, что лучший отдых – отвлечься, заняться чем-то другим. Здесь, если отвлекаешься, тебе сложно войти обратно в тему. И мне нравится тот режим, в котором мы работаем. Невозможно работать на выдохе: только на вдохе, все время вперед. Работа постоянно держит тебя в тонусе. Ты анализируешь, читаешь, ищешь новые темы».

Стас Старовойтов:
«Если комик хочет зарабатывать деньги, то должен идти на поводу у зрителя. Ведь именно зритель будет платить за его концерты, за его корпоративы и так далее. Но если комик хочет быть творцом и хочет стать значимой фигурой в своей сфере, он должен приучать зрителя к своему юмору в любых проявлениях. Причем во втором случае есть шанс, что, найдя своего зрителя, комик пусть и позже, но начнет получать тот же профит в виде концертов и прочего. А в первом случае, вечно повторяя самого себя, легко превратиться в персонажа, который печатается в каких-то непонятных журналах, появляется в каких-то непонятных передачах».

Тимур Каргинов:
«Важно понимать, что мы – не часть шоу-бизнеса, мы олицетворяем нечто другое. Чтобы быть стендап-комиком, нужно, во-первых, очень много работать. А во-вторых, нужно найти что-то такое, что можешь делать только ты».

А чем живут стендап-комики вне работы?

Тимур Каргинов:
«У нас два режима жизни. Режим создания телевизионной передачи, когда ты, даже гуляя по улице, постоянно думаешь о своих шутках, своих выступлениях. И режим отпуска – он более расслабленный, ты просто наблюдаешь за миром, но при этом у тебя нет необходимости что-то срочно придумывать. В данном режиме ничто не мешает наслаждаться отдыхом, но также не мешает и что-то подмечать. Грубо говоря, есть режим Light и режим Turbo».

Стас Старовойтов:
«У меня принцип: работу в дом не тащить. Мне хочется, чтобы в моей жизни были различные зоны: зона комфорта, зона любви, зона профессиональной деятельности и так далее. Я стараюсь, чтобы границы этих зон не пересекались. Но иногда мы с женой все-таки говорим о работе. И обычно я рассказываю жене о технических моментах написания монологов, шуток. Например: «Сегодня писали такую-то тему, но не написали, не смогли найти линию, пытались разогнать вот это, не удалось…» Или: «Придумали сегодня отличную шутку, но она, к сожалению, никогда не появится в эфире, потому что пошлая. Но очень смешная, вот послушай…» Она в ответ тоже что-то рассказывает, в том числе о подругах, друзьях. И, бывает, я слушаю и думаю: «О! Вот об этом надо написать!» – и записываю в блокнот».

Ой, а вспомните свой самый тяжелый стендап!

Слава Комисаренко:
«Однажды я выступал в течение 60 минут в городе Сургуте, посреди торгового центра, возле эскалатора. Для людей в шапках и пальто, которые просто шли мимо. Посреди обычного для торговых центров гула, с плохо выстроенным звуком. Это было по-настоящему тяжело. Никто не понимал, что происходит, я не понимал, зачем этот концерт нужен организатору, но при этом в течение часа мне нужно было удерживать людей. Конечно, в таких условиях добиться оваций невозможно. Но я выдержал эти 60 минут, и люди смеялись. А еще один раз я выступал для пятисот пьяных байкеров. Понятно, что такой человек, как я, с моим радостным и легким жизнеощущением, вряд ли может стать кумиром для байкеров. Но я сумел найти с ними общий язык».

С 13 сентября новый сезон шоу Stand Up каждое воскресенье в 22:00 только на ТНТ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *