Первый каменный дом и величественный храм

Мы продолжаем серию публикаций об архитектурных памятниках, которые находятся в муниципальной и частной собственности. В их числе жилой дом купца Фетисова, построенный в 1801-1802 гг. по ул. Пионерской, 27, и Спасо-Преображенский собор на Михайловской площади, 1, год постройки – 1777-й. Об истории этих зданий мы расскажем читателям сегодня.

Жилой дом купца Фетисова: история…

Каменный двухэтажный дом – образец особнякового типа, занимающий угловое положение. Композиция и декор выполнены на уровне профессиональной архитектуры. Все детали, кроме барочного фронтона, заимствованы из стилистики классицизма.

К верхушке шадринского купечества относилось большое семейство Фетисовых. Игнатий Гаврилович Фетисов – крупный оптовый торговец, вел, в том числе заграничную торговлю. Фетисовы постоянно увеличивали свое недвижимое имущество. В 1792-1794 гг. И. Фетисов имел в городе дом и деревянные лавки для торговли. Соответственно своим доходам он в 1801-1806 гг. построил усадьбу, повторяющую особенности жилого ансамбля городов центральной России XVIII века. Дом являлся частью усадьбы и значился как первый каменный дом на плане города 1807 г.

В ансамбль усадьбы, кроме жилого дома, входил флигель с жильем наверху и подсобными помещениями внизу. Во дворе усадьбы находилась салотопня, к которой примыкал домик с колоннами, непосредственно переходивший в торговые ряды. Домик с колоннами и торговые ряды выходили на Михайловскую площадь, на которой была развернута основная торговля города. На каменной ограде и воротах, примыкавших к дому со стороны ул. Преображенской (Пионерской), размещались скульптуры львов.

Затем начался неблагоприятный период, связанный с Отечественной войной 1812 г. и последовавшим за ним экономическим застоем. После смерти Игнатия Фетисова в 1820-м все хозяйство перешло к старшему сыну Федору, который вкладывает капитал в недвижимость. В 1822 г. он построил на западной окраине города завод и первым на Урале выпускал фарфоровую и фаянсовую продукцию. К слову, в Шадринском краеведческом музее им. В. П. Бирюкова имеется образец посуды фабрики Фетисовых – блюдо без росписи с тиснением в виде марки «Фетисовых».

В 1826 г. рискованные дела с незаконной торговлей золотом привели к аресту его имущества. Купец говорил: «… не знал вовсе, что торговля золотом запрещена». Но, как говорится, незнание закона от ответственности не освобождает. Лишь к 1834 г. положение семьи поправилось и первыми почетными гражданами г. Шадринска в этот год стали купцы 1-й гильдии Фетисовы.

В 1870-м каменный двухэтажный дом с подвалами, два флигеля, службы, баня, 19 лавок числились за наследниками потомственного почетного гражданина Николая Фетисова, с припиской: «сгорела половина строения». Постепенно род Фетисовых в Шадринске сошел на нет. В 1911-м в городе, в одноэтажном деревянном доме по ул. Преображенской проживала жена потомственного почетного гражданина Анна Фетисова.

… и современность

С 1914 г. в доме Фетисовых находилось общежитие для студентов учительской семинарии, а в 1920-м усадьба была муниципализирована. С 1930-го здание занимал райисполком, райфинотдел; в настоящее время здесь располагается отдел культуры администрации Шадринского района. От усадьбы осталось одно здание, а двухэтажный каменный флигель, домик с колоннами и каменные ворота утрачены. Кстати, за сохранение домика с колоннами в 30-х гг. прошлого века ратовал В. П. Бирюков, но, как показало время, старания его были напрасными – в 40-х гг. здание было разрушено.

На бывшем купеческом доме установлена информационная доска: «Памятник архитектуры начала XIX века. Охраняется государством». Начальник отдела культуры Татьяна Савельева администрации Шадринского района рассказывает, что особенностью постройки являются очень толстые стены, которые позволяют сохранять тепло в холодное время года. Татьяна Михайловна говорит, что зимой в кабинетах даже убирают вторые рамы – настолько жарко здесь бывает.

За последние 12 лет в здании проводился только косметический ремонт. Ежегодно (при условии достаточного бюджетного финансирования) на восстановительные работы выделяется порядка 250 тыс. рублей. Практически каждый более или менее серьезный шаг, связанный с ремонтными работами, приходится согласовывать с областным управлением культуры. Дело в том, что здание находится в оперативном управлении, выдано охранное обязательство, на пункты которого приходится постоянно оглядываться.

В целом же бывший купеческий дом находится в нормальном состоянии, но, как отмечает Т. Савельева, для приведения его в божеский вид потребуется порядка 3 млн рублей.

Спасо-Преображенский собор: прошлое…

Из архивных документов известно, что первоначально в городе был построен деревянный храм во имя архистратига Божия Михаила. Это было в первой половине XVII века (более точные данные отсутствуют в широком доступе). Впоследствии храм сгорел и в 1771 году по благословению епископа Тобольского Варлаама игуменом Далматовского монастыря Адамом был заложен (на месте сгоревшего) каменный соборный храм в честь преображения Господня с двумя боковыми приделами. На правой стороне – во имя архистратига Божия Михаила, а на левой – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Возведение собора велось в два этапа: конец XVIII века – строятся здания храмов, в 1820-1821 гг. – колокольня. Архитектурный ансамбль собора, состоящий из главного храма, апсиды, двухпридельного храма и колокольни (ныне утраченной), искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. Соборный храм был построен и освящен в 1777 году. Из восьми городских церквей это был самый большой и величественный храм, являвшийся одновременно местом служения благочинного Шадринского уезда.

В первой половине XIX века к собору с запада была пристроена колокольня. Она представляла собой крупный трехъярусный объем, шпилевое завершение которого несло черты высокого классицизма. В третьей четверти XIX века с северной и южной сторон колокольни были пристроены две комнаты для размещения в них ризницы и помещения для сторожей. При этом паперть, находящаяся с западной стороны колокольни, была обращена в притвор.

В 1867 году профессор живописи Е. Сорокин по рекомендации Ф. Бронникова расписал иконостас собора; всего было написано 10 образов. В 1889 году художник П. Никулин изобразил во впадинах стен угодников Божьих, расписал колонны в цвет мрамора. В том же году на средства купца М. Соснина были выполнены иконостасы придельных алтарей. Иконы нижнего ряда этих иконостасов были «одеты» в серебряные позолоченные с камнями ризы.

В 1903 году к северной и южной стороне притвора были возведены пристрой для канцелярии, архив, библиотеки и ризницы, выстроен портик главного (западного) входа, который к тому же выполнял функции паперти.

В 1907 году московский художник В. Звездин выполнил живописные работы внутри главного купола. Окрестные храму улицы были названы в честь церковных престолов – Преображенской, Михайловской и Петропавловской.

… и настоящее

С 1929 по 1970 гг. здание собора претерпело значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни. В то же время, наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы. В начале 30-х годов прошлого века храм был закрыт. С тех пор здание использовалось в светских целях, а во время Великой Отечественной войны храм становился даже местом предварительного заключения подследственных.

В 50-х годах здание забросили, оно пустовало, ветшало и разрушалось: была разобрана колокольня. Однако в 60-е годы на него обратили внимание органы культуры, храм был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят под охрану государства. В 70-х годах прошлого века был разработан восстановительный проект органами охраны памятников и начались реставрационные работы. Они шли крайне медленно, и к концу 80-х годов был восстановлен только внешний вид храма, кроме колокольни.

С 1975 года директором Шадринского краеведческого музея работал мой отец Леонид Петрович Осинцев. Благодаря его стараниям музей был переведен из Спасо-Преображенского собора в здание, где нынче находятся торговые ряды «Скарабей». В 1982 году Л. Осинцев вернулся в архив на должность научного сотрудника, а в 1985-м был назначен директором архива; в этой должности проработал до выхода на пенсию в феврале 1998 года.

Помню, в детстве папа пару раз водил меня в собор, где в то время активно велась реставрация. Меня поразило огромное количество строительных лесов, установленных внутри здания и серьезный масштаб восстановительных работ. Тогда, в 9-летнем возрасте, все казалось большим и серьезным. Улучив момент, когда родитель отвлекся на разговор с кем-то, я взобрался по лесам почти к самой крыше, за что потом получил шикарный нагоняй в домашней обстановке. По всей видимости, отец очень переживал за то, что я могу оступиться и упасть с высоты, но тогда я этого не понимал и посчитал, что наказание получил несправедливо.

Приход храма был образован в 1989 году, во время перестройки всей общественно-государственной жизни в России. В Шадринске организовалась инициативная группа, которая обратилась к городской администрации с просьбой о передаче им здания собора с целью возрождения в нем православных богослужений. Несмотря на то, что внутри храма была полнейшая разруха, первое богослужение состоялось уже на праздник архистратига Божия Михаила 21 ноября 1989 года. С тех пор одновременно с богослужениями начались и восстановительные работы силами прихода.

Как рассказывает настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей отец Владимир (Карелин), в 1992 году был восстановлен Петропавловский придел и освящен престол с положением мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1996 году восстановили Архангело-Михайловский придел, заложив под престол частицы мощей преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары (Алапаевских), специально доставленные из Иерусалима. В 1999 году был восстановлен главный алтарь храма, а престол освящен с положением мощей святого новомученика Владимира митрополита Киевского. В 2003 году был выстроен портик Спасо-Преображенского собора, который в настоящее время является одним из излюбленных мест для фотосессий местных свадебных фотографов.

Что же касается текущих ремонтно-восстановительных работ, то на них, по словам настоятеля храма, просто не хватает средств. Ежегодно в соборе проводится лишь внутренний косметический ремонт. Так, в 2013 году была смонтирована пожарная сигнализация и побелены стены, на что ушло порядка 50 тыс. рублей. Соразмерную сумму на покраску пола планируется потратить в текущем году. Отметим, что все ремонтные работы по поддержанию приличного вида внутреннего убранства проводятся силами прихожан. Что же касается внешней реставрации, то для этого нужны более серьезные средства, с помощью которых можно будет привлечь специализированную организацию с соответствующей лицензией.

Завершая материал, напомню об одном случае, который не имеет прямого отношения к ремонтно-восстановительным работам, но иначе как чудом его и не назовешь. В конце ноября 2007 году в Спасо-Преображенском соборе случилось событие, называемое «удвоение иконы». Произошло очень ясное отображение на стекле киота иконы нерукотворного образа Иисуса Христа. Трудники-служители Николай и Александр делали уборку того места, где над дверями при входе, наверху, над крыльцом, помещается так называемый надвратный нерукотворный образ Спасителя. Они сняли икону и занесли ее в храм, чтобы протереть от пыли. Когда сняли стекло, прикрывавшее лицевую часть иконы, то увидели, что на стекле изнутри отпечатался лик Спасителя – точно такой же, как на иконе, очень четкий и ясный, но выполненный как будто вышивкой белыми тонкими нитями. Очень интересное и достаточно необычное явление.

Решили это стекло с отпечатком оставить в храме, а саму икону покрыть новым стеклом и установить на прежнее место. Написал икону, кстати говоря, местный художник Андрей Жуков, кисти которого принадлежит весь иконостас в соборе, так что эта икона является так называемым новоделом. Стекло с изображением Спасителя вставлено в отдельную резную раму и установлено в Архангело-Михайловском приделе храма.

Соб. корр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *